Гарантированное электроснабжение России КАЗАНЬ (843) 512-00-89
kazan@megadomoz.ru
Электростанции, ИБП, Стабилизаторы, Сварочное оборудование
КАТАЛОГ ОБОРУДОВАНИЯ
ПРАЙС-ЛИСТЫ
СКЛАД
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
ЭЛЕКТРОНАСОСЫ
ПРОМЫШЛЕННЫЕ НАСОСЫ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПОДСТАНЦИИ
ПРАВИЛА технической эксплуатации электроустановок потребителей
ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
ИНСТРУКЦИИ и РУКОВОДСТВА
Умный Дом
О КОМПАНИИ
КОНТАКТЫ

НОВОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВЕСТНИК

СОВЕТЫ
ПРАЗДНИКИ


Все о дизельных электростанциях
Справочная по электоэнергетике и приборам
Дизельные электростанции Газовые генераторы и установки Судовые дизель-генераторы Бензогенераторы
Источники бесперебойного питания Стабилизаторы напряжения Сварочное и строительное оборудование Пусковые устройства

4 апреля - ПАСХА (СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ)


Пасха называется Праздником праздников, Торжеством торжеств; недаром поэтому наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, которые и до сих пор живут в быту народном. В русском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, Великоднем, и вся светлая седмица известна под именем Святой, Великоденской, Радостной.

В Древней Руси, как видно из народных сказаний, было сильно распространено верование, что с первого дня Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостолы в нищенских рубищах и в виде бедняков. Они испытывают людское милосердие, награждают людей добрых и карают злых. Верование в странствование по земле Иисуса Христа вышло из евангельских сказаний, в которых именно находим частые упоминания о явлении Иисуса Христа после его воскресения из мертвых своим ученикам и апостолам и еще многим из своих последователей.

В указе о погребении усопших на Святую Пасху (см. Требник), в объяснение того, почему из обычного чина отпевания усопших очень немного удерживается при погребении их в дни Пасхи, сказано, что «в покаянии умерший (в эти дни), а и не соудовлетворил есть о своих согрешениях, молитвами церковными оставляется ему и от удержания свободится».

Но по народному представлению, в праздник Пасхи открывается светлый рай для всех умирающих в это время, и все покойники, оставляющие этот свет на Пасху, беспрепятственно переходят в селения праведных. Мысль эта, как видно, легко родилась в уме народном частью под влиянием священных песен, в которых возвещается всеобщее прощение, частью под влиянием церковного обычая открывать в храмах на всю пасхальную седмицу царские двери. По толкованию св. Иоанна Златоуста, отверстие этих врат знаменует отверстие небес.

Обряд христосования, как известно, перенесен к нам из Греции. Что касается самого значения этого обряда, то нет сомнения, что он, по мысли христианской церкви, служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя. Потому-то наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими. Обычай этот в старину особенно наблюдали благочестивые старики и старухи, которые на Пасху ходили на кладбища, на эту ниву Божию, и христосовались со своими покойниками, сопровождая обыкновенно этот обряд плачем, стонами и разными причитаниями. Не менее также уважается в нашем народе другое благочестивое обыкновение, освящаемое самою Церковью, именно употребление на Пасху красных яиц. В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим красным цветом легко могло напомнить ту бесценную Кровь, которою исходатайствовано нам вечное спасение. О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницею этого обычая представляется св. Мария Магдалина.

Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь. Первенствующие христиане, узнав по слуху об этом простосердечном приношении св. Магдалины, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова дарить друг другу яйца. Это обыкновение впоследствии стало всеобщим. Предание это подтверждается упоминаемою ученым греком Константином Экономом в сочинении его об этом предмете рукописью Х в., которая хранится в монастыре св. Афанасии, находящемся недалеко от Фессалоники, и в которой сказано, что обыкновение это существует от времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины.

Впрочем, обычай подобного рода был известен в глубокой дохристианской древности. Как объясняет Плутарх, яйцо представляло некоторым образом Творца, во всем вседействующего и все в себе заключающего; так, по его словам, смотрели на яйцо египтяне, персы, римляне, греки и другие народы.

Обращаясь к временам древнерусской жизни, нужно заметить о некоторых обычаях, соединявшихся издревле с употреблением воскресенского яйца. Известно, что на пасхальной утрене наши цари перед тем, как христосоваться, прикладывались к иконам и христосовались с духовенством и боярами, причем более близких из них жаловали к руке, раздавая яйца гусиные, утиные, куриные, также деревянные, расписанные по золоту яркими красками в узоры или цветными травами. Приготовлением таких яиц к празднику Пасхи в старину на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой Лавры.

Что касается простого народа, то при христосовании он употреблял яйца и как символ всего жизненного и цветущего в природе. Так, на праздник Пасхи наши крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресенское яйцо, и зерна эти берегли для посева; отправляясь сеять лен, клали в мешок, наполненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывали по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роды, Боже, конопли билы, як яйцо». Также был у некоторых хозяев обычай гладить воскресенским яйцом домашний скот, особенно лошадей, в знак желания, чтоб они были гладки, как яйцо. Не говорим уже о том, что исстари у русского народа яйцо, особенно на праздник Пасхи, служило своего рода игрушкой; оно употреблялось, как известно, для битков, катанья и других развлечений.

Следующая >>>
 
Читайте также
Свет чистого четверга
Поздравления с Пасхой Христовой
Hello, Halloween!
День Благодарения
Рождество
Старый новый год
2 февраля - День Сурка (Groundhog Day)
День Святого Валентина
Восьмое марта
День Святого Патрика
Святой Праздник "Крещение Господне"
Святая мученица Татиана - 25 января
Прощеное воскресенье в 2010 году – 14 февраля
Великий пост в 2010 году
23 февраля - День защитника Отечества
8 Марта - Международный женский день
28 марта ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
День смеха
1 апреля - Великий Четверг — память Тайной вечери
1 мая - Праздник труда (День труда)
65 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне
Православная Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница)
Праздник 1 июня. Международный день защиты детей
День России (День независимости России)
1 октября - Международный день пожилых людей
12 декабря. День Конституции Российской Федерации