da Водородная энергетика и транспорт
Гарантированное электроснабжение России КАЗАНЬ (843) 512-00-89
kazan@megadomoz.ru
Электростанции, ИБП, Стабилизаторы, Сварочное оборудование
КАТАЛОГ ОБОРУДОВАНИЯ
ПРАЙС-ЛИСТЫ
СКЛАД
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
ЭЛЕКТРОНАСОСЫ
ПРОМЫШЛЕННЫЕ НАСОСЫ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И ПОДСТАНЦИИ
ПРАВИЛА технической эксплуатации электроустановок потребителей
ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
ИНСТРУКЦИИ и РУКОВОДСТВА
Умный Дом
О КОМПАНИИ
КОНТАКТЫ

НОВОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВЕСТНИК

СОВЕТЫ
ПРАЗДНИКИ


Все о дизельных электростанциях
Справочная по электоэнергетике и приборам
Дизельные электростанции Газовые генераторы и установки Судовые дизель-генераторы Бензогенераторы
Источники бесперебойного питания Стабилизаторы напряжения Сварочное и строительное оборудование Пусковые устройства

Водородная энергетика и транспорт


А тут еще дотошные и грамотные инженеры подсчитали, что этот супер­автомобиль на топливных элементах будет иметь преимущество перед дви­гателем внутреннего сгорания только в городском цикле езды, а на трассе это преимущество растеряет. А это означа­ет, что у новой технологии автомоби­лей на топливных элементах не такое уж и безоблачное будущее.

Что же можно предложить в насто­ящее время взамен дорогостоящих топ­ливных элементов на драгметаллах?

Необходимо еще раз внимательно присмотреться к старым и испытан­ным временем двигателям внутреннего сгорания. Все их совершенствования последних десятилетий касались в ос­новном систем дозирования и выхлопа, и мало уделялось внимания процессу рабочего цикла двигателя в комплек­се. Между тем двигатель стал столь динамичным, что все процессы — до­зирование, распыл, поджиг, сжигание топлива - могут происходить в сотые доли секунды, и традиционный бензин уже не поспевает за этими процессами. Зато водород, обладая почти в восемь раз большей скоростью сгорания, чем бензин, является хорошим, но дорогим заменителем бензина.

Однако оказалось, что нет необхо­димости в полной замене традицион­ного топлива, достаточно ввести в него 1-6 % водорода (по массе) и процессы его сгорания существенно улучшают­ся. Это объясняется инициирующим воздействием водорода, который об­разует центры сгорания. В свое время очень подробно эти явления изложил академик Я. Б. Зельдович в своей тео­рии сгорания. При этом увеличивается эффективность двигателя и улучшают­ся его экологические характеристики. Такие эксперименты были проведены неоднократно как в нашей стране, на­пример, на АВТОВАЗе (Тольятти) и в НАМИ (Москва), так и за рубежом. Остается один, но большой вопрос: где брать этот водород?

Здесь возможно несколько вари­антов: заправляться, к примеру, на специальных водородных заправках, которые необходимо будет построить. При этом также возможны варианты: заправлять водород в специальные баки автомобиля и в зависимости от характера поездки дозировать его пот­ребление небольшими порциями или добавлять при заправке целиком в ос­новное топливо.

Первый путь заманчивый и эффек­тивный, может использоваться при любом виде основного топлива, но тре­бует еще и доработки автомобиля, т. к. он становится двухтопливным. Второй путь возможен только при использо­вании в качестве основного топлива газообразного, например, природного газа. Двигатель при этом не требует доработок, он однотопливный, однако эффективность такой системы не са­мая высокая, т. к. водород в смеси под­готовлен заранее и нет возможности использовать его более рационально, как в первом варианте.

Есть еще два варианта получения водорода непосредственно на борту автомобиля. Самый простой и дорогой одновременно - это получение водоро­да из чистой дистиллированной воды в электролизере. Несмотря на высокую стоимость электролизера и необходи­мость иметь па борту излишки элект­рической энергии, такая схема приме­няется иногда на тяжелых грузовиках. Однако необходимость иметь на борту еще и чистую воду приводит к тому, что этот способ вряд ли найдет широ­кое применение.

Разрабатываемое нами устройство - генератор синтез-газа свободно от большинства недостатков предыдущих вариантов. Во-первых, не требуется водородных заправочных станций, на­личия дополнительной электрической энергии и дистиллированной воды на борту автомобиля. Во-вторых, стои­мость такого генератора в несколько раз ниже стоимости электролизера, в его составе отсутствуют драгметаллы, что снимает ограничение по массовос­ти производства. Сам автомобиль ос­тается однотопливным, что удобно как производителям автомобиля, так и его пользователям.

Вся проблема упиралась в выбор типа топлива, проектирование гене­ратора синтез-газа и выбор соответ­ствующего катализатора. Для генери­рования синтез-газа нами совместно с Институтом катализа (Новосибирск) был предложен способ каталитичес­кого частичного риформинга топлива с использованием доступных ката­лизаторов, как наиболее простой и дешевый. Вот только качество бензи­на, состав которого на всех заправках разный, приводит к резкому усложне­нию схемы генератора синтез-газа, к тому же выход водорода из бензина не самый лучший.

Наиболее оптимальным оказалось использование в качестве основно­го топлива природного газа, который сам по себе является хорошим мо­торным топливом, выход водорода из него высокий и генератор получается сравнительно простым. Разработанные нами генераторы синтез-газа прошли демонстрационные стендовые испыта­ния на АВТОВАЗе, ЗМЗ (Заволжье) и в НАМИ. Практически везде получено не только резкое уменьшение вредных выхлопов, но и значительное (до 24 %) увеличение эффективности в режиме городской езды.

<<< Предыдущая :: Следующая >>>
 
Читайте также
Новая услуга от Энергетического центра
Экологическая безопасность основана на современных технологиях и заботе о природе
Основные причины инцидентов в нефтяной отрасли - неправильная организация работы и человеческий фактор
Электроэнергия дешевле не станет
Фабрика по выпечке стратегий.
Энергетика: новые рубежи
В условиях перехода
Политическое завещание Анатолия Чубайса
Понятийное, модельное и математическое обеспечение задач электрики
Атомная энергия не будет дешевой
Реформа РАО «ЕЭС России»: проблема кадрового обеспечения развития энергетики
Зеленые наследники Эдисона
Оценка целесообразности создания сетевого предприятия для коттеджного поселка (микрорайона города)
Ограничитель перенапряжения: его виды и возможности
За какой энергией будущее? Споры продолжаются...
Энергетическая альтернатива
Влияние генерирующей мощности мини-ТЭЦ на формирование структуры
Внутрискважинный твердотопливный теплогазогенератор.
Новый подход к эксплуатации электрических цепей большой мощности во взрывоопасной зоне.
Электроэнергетика в условиях мирового финансового кризиса
Особенности энергообеспечения сельхозпредприятий в условиях завершения реформирования электроэнергетики РФ
Комплексный подход к энергоэффективности предприятий, или как выжить в условиях кризиса?
Современные энергосберегающие системы отопления для промышленных предприятий
ГОЭЛРО-2010: на инвестиции 780 млрд рублей
Связь на ТЭЦ модернизировали.
Энергетики соревновались в мастерстве